Главная » Файлы » МАГИЯ |
В категории материалов: 67 Показано материалов: 51-60 |
Страницы: « 1 2 ... 4 5 6 7 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам
О вампирах сказано много. В народных поверьях, в мифологическом и
оккультном
понимании это мертвец, выходящий из могилы, чтобы сосать кровь живых
людей*.(*
По материалам С. Яковлева, И. Мосина и др. (Прим. авт.)) |
XVI и XVII столетия были временем расцвета преследования ведьм. В
Германии
процессы о ведьмах начались сравнительно позже, чем в других
странах, но зато
именно ей принадлежит первое место по размерам, которые имели
преследования
ведьм*.(* По материалам С Тухолки, Н. Сперанского, И.
Григулевич
и др. (Прим. авт.)) |
Тайные союзы принадлежат к числу тех форм религии, в которых
наиболее заметна
социальная сторона, и эта последняя даже преобладает над стороной
чисто идеологической.
Поэтому здесь вполне возможны те же сомнения, с которыми мы
встретились, когда
касались системы инициации как зародышевой формы племенного культа:
можно
ли считать тайные союзы формой религии, и не есть ли это
всего-навсего одна
из форм общественной организации? |
Признания Жака Боскэ, Франсуазы Секретэн, Клоды Жамийом, Клоды Жампро,
Тевьены
Паже, Пьера Гандийона и Жоржа Гандийона отвечают нашему взгляду на
превращения,
т. к. все они говорили, что для обращения в волков они сперва
натирались мазью,
затем сатана набрасывал на них волчьи шкуры, которые их полностью
скрывали,
после чего они вставали на четвереньки и отправлялись рыскать по
округе, нападая
то на человека, то на животное в зависимости от характера своего
голода. Они
сказали также, что крайне уставали после своих пробежек. Я,
помнится, спросил
Клоду Жампро, как она при ее годах и хромоте могла поспевать за
остальными,
даже когда они взбирались на утесы, на что старая женщина мне
ответила, что
ее нес сатана. Однако сатанинская помощь не избавляла их от
утомления, и те,
кого дьявол носил на шабаш, тоже говорили, что прибывали туда, а
также возвращались
обратно в сильном изнеможении. Вместе с господином Клодом Мейнье, нашим рикордером, мы видели всех вышепоименованных людей перемещающимися по комнате на четвереньках точно так же, как они передвигались по лесам и полям, но они сказали, что не могут превратиться в волков, т. к. не имеют при себе мази, а также, находясь в заключении, лишены необходимой для этого силы. Я обратил внимание, что все эти люди имеют множество царапин на лице, руках и ногах, а Пьер Гандийон был в силу этого так обезображен, что весьма отдаленно походил на человека, вызывая ужас во всяком, кто на него смотрел. Одежду детей, которых они умертвили и съели, находили совершенно целой, что свидетельствовало о том, что их раздевали человеческие руки. Кто теперь может сомневаться, что эти колдуны и колдуньи сами выходили на свою охоту и все, о чем мы рассказывали, творили сами? Иначе какова причина испытываемой ими усталости? Если бы они просто спали в кустах, с чего бы им так утомляться? Откуда взялись их царапины, если не от колючек и шипов кустарников, через которые они продирались, преследуя человека или животное? И кто тогда снимал, не порвав, с детей одежду, если не люди? Я уже не говорю об их признаниях, которые свидетельствуют сами за себя. Я знаю, что есть люди, которые не могут поверить в то, что ведьмы ели человеческое мясо. Но им следует учесть, что всегда существовали племена - не племена оборотней, - применявшие эту практику и получившие за это название антропофагов; их до сих пор еще много в Бразилии и Новом Свете, и лучшей похвальбой у них считается перечисление лично съеденных врагов. Ведьмы также едят мясо висельников. Лукан говорит: Она перегрызает веревку, спускает труп на землю И в жутком пиршестве, разодрав ему живот, Впивается зубами во внутренности, Выгрызает костный мозг. |
Следует помнить, что вторая половина XVI столетия была периодом
повального
роста грамотности в Северной Европе, и любой, кто был способен
прочесть хотя
бы одно из многочисленных тогда популярных руководств по диагностике
болезней
и уходу за здоровьем, мог практиковать занятия медициной. Более
осведомленными
о переменах в медицинской теории могли оказаться те, кто, занимаясь
подобной
деятельностью, собирал разные отрывочные сведения, с тем чтобы
выглядеть компетентным
в глазах своих невежественных пациентов из низших социальных слоев.
Лекарская
практика подобных индивидуумов была широко распространена в Европе.
Вероятно,
столь же распространенной была и врачевательная деятельность
духовенства.
У значительной части священников состоявшие при них помощники имели,
по крайней
мере, незаконченное университетское образование и в ходе своего
обучения наверняка
знакомились с трудами Гиппократа или Галена. Многие же священники читали гораздо больше. Майкл Макдоналд недавно исследовал врачебную карьеру сельского священника из Нортгемптоншира, магистра гуманитарных наук с дипломом Оксфорда Ричарда Нейпира, чьи медицинские записи удивительным образом полностью сохранились. За 37 лет через лечащие руки Нейпира прошло почти 60 тысяч пациентов, большей частью людей простого происхождения. И ему, естественно, время от времени приходилось выносить определения болезням, будто бы вызванным ведьмами. Такие диагнозы, вероятно, особенно часто ставились теми, кто находился под сильным влиянием традиций в медицине, но был не способен в полной мере воспринять их натуралистический дух. Нельзя, однако, отрицать, что, хотя крестьянство и испытывало влияние от изменений традиционного положения в медицине, это влияние было ограниченным и не являлось для него столь же существенным, как для представителей более высоких социальных слоев. Древние, существовавшие еще до появления письменности представления о методах и средствах лечения продолжали оставаться основными в среде крестьянства -специфические взгляды и приемы "древних старух, египтянок (цыганок) и им подобных особ", которых обычно поминает Паранеяьс и его последователи. Кит Томас в своей работе "Религия и отрицание колдовства" в общих чертах дал картину этой системы врачевания, относившей самые разные недуги и несчастные случаи на счет фей, домовых, кобольдов, гоблинов, эльфов, гномов, троллей и блуждающих огоньков, а также нередко приписывавшей их козням колдунов и ведьм. В соседних областях и порой даже в соседних деревнях эти диагнозы различались и, похоже, со временем менялись. В XVI и XVII веках обнаружился новый комплекс особых, вроде бы насылаемых ведьмами, болезней, возникший в результате обсуждавшейся выше революции в медицине. Сельские жители начала нового времени, вероятно, выдвинули немало таких обвинений, основываясь на ставших им известными новых определениях, касающихся этих болезней, вместе с тем продолжая следовать древним представлениям в своем подходе к причинам недугов и несчастных случаев и в поисках виновных. Однако эти представления, являясь достаточным для жителей какой-нибудь деревни основанием для обвинения кого-то в колдовстве, казались менее убедительными для образованной части местного дворянства и выглядели уже совершенно абсурдными в глазах судьи, прибывшего издалека. Для того чтобы состоялось возбуждение дела в суде, обвинение должно было подкрепляться не только местными фактами обвинителя, но и согласовываться с положениями древней традиционной медицинской доктрины, с которыми представители судейского сословия, часто разбирая подобные дела, были неплохо знакомы. Поэтому эти обвинения имело смысл составлять с учетом последних перемен в новых медицинских терминах, которым обучали в университетах и использовали в издаваемой в то время литературе. Временами крестьяне проявляли удивительную осведомленность о происходящих в области медицины изменениях, "подгоняя" свои обвинения под требования разумности, выдвигаемые судом. Иногда, как я подозреваю, их обвинения основывались на местных взглядах и понятиях, на их удачу совпавших с положениями традиционной медицины, так что им было несложно подбирать одно разумное обоснование за другим. Но нет никакого сомнения в том, что им это действительно приходилось делать. Как показал на примере Англии Томас и Франции - Жан Делюмо, между культурой деревни в Европе и культурой высших слоев общества в начальный период нового времени возник значительный разрыв, поэтому судейские чины больше, чем когда-либо, имели основания с презрением относиться к народным верованиям. Таким образом, наблюдался парадокс: большинство демонологов, доказывая, что ведьмы реально существуют и должны наказываться, вместе с тем утверждали, что многие крестьянские поверья, включая и те, что касались ведьм, являлись предрассудками и должны были быть искоренены. |
Существует порча, наводимая гласно, которай известна объекту
колдовства.
Эта порча называется "проклятье"*.(* По материалам
М. Дмитрука. (Прим. авт.) ) |
Эту историю рассказал мужчина неопределенного возраста с черной повязкой
на левом глазу, который представился Иваном. Произошла она незадолго
до освобождения
Минска советскими войсками весной 1944 года*. (По
материалам
Флерова. (Прим. авт.) ) "...Наше село стоит на речке Ясельде, севернее Пинска. Кругом дремучие леса, болота. Всякой живности в лесах да рыбы в речке - хоть отбавляй... У вас тогда была коллективизация, чистки, а у нас тишь да благодать... Пока вы нас не освободили. Вот только скука... Хотя я и не очень скучал. Сами понимаете, гармонист - первый парень на деревне. Хлопцы угощают, девчата так на шею и вешаются. Да вот к горилке я здорово пристрастился. Батька давно умер, а мать поворчит-поворчит, а там и опохмелиться приготовит. Однажды проспал я почти целый день, мать ушла к соседям. Проснувшись, выхожу на околицу и раздумываю, куда бы податься. Уже стемнело, мужики вернулись с поля, скот загнали в хлева, тишина... Вдруг ко мне подходит мужик незнакомый. Весь зарос черной бородой, и лицо какое-то темное - то ли грязное, то ли смуглое, только глаза белками сверкают. - Собирайся, Иван, сыграешь на свадьбе! Обижен не останешься! - Где свадьба? Куда ехать? - На хутор! Садись! Еще раз говорю, не пожалеешь! Тут только я заметил совсем рядом телегу, запряженную большой черной лошадью. Я сел рядом на козлы, черный мужик щелкнул кнутом, дернул вожжи, и лошадь потрусила в направлении леса. Вначале мы ехали по какой-то, видимо, давно неезженной дороге, давя мелкие деревца и папоротники. Лес по бокам становился все гуще и гуще, потом деревья поредели. Дорога давно исчезла, мы ехали уже по мхам и кустарникам. Наконец, под копытами лошади заплескалась вода. - Да ты что, сказался? В болото прешь! - закричал я. |
С некоторым почтением ступил я на землю Горного Алтая* (*
По материалам А. Антокольского. (Прим, авт.) ). Скромное
книжное знание
подсказывало, что тут, где-то совсем неподалеку от центра области,
куда только
что доставил пассажиров энергично пыхтевший на подъемах автобус,
запрятаны
любопытнейшие тайники прошлого. Каких-нибудь двести-триста
километров от Горно-Алтайска,
бывшего старинного села Улалы, по течению Катуни и Ча-рыша, у
подножья таких
же, одетых в зеленый бархат гор, в карстовых пещерах, а то и просто в
долинах,
хранятся следы палеолитического человека. Эдак 12-15 тысяч лет назад
в этих
районах наш предок со свистом и улюлюканьем загонял мамонта и
носорога в уготованные
для них ямы, обгладывал косточки гигантского оленя и первобытного
быка, сражался
с пещерным львом, медведем и гиеной. Это совсем рядом, в здешней
округе, выводил
когда-то негнущимися пальцами облаченный в шкуру охотник свои первые
эскизы
на шероховатых скальных плоскостях. Камни Алтая хранят их. Хранит
материальная
летопись Алтая и древние рунические надписи, высеченные на "каменных
бабах", на бронзовых зеркалах, в которые взглядывали модницы
отдаленного
прошлого. Ранние кочевники Алтая блеснули оригинальным искусством
скифского
типа; они работали олово, золото, бронзу, железо, дерево, бересту,
рог, кожу,
войлок, конский волос; они знали чеканку, инкрустацию, изображение
литьем;
знали барельеф, силуэтный рисунок, живопись, круглую скульптуру,
изображение
на предмете с хитрым смещением пропорций, криволинейный орнамент.
Многое из
этой роскоши проглотили курганы, в том числе знаменитые Пазырыкские.
Сейчас
свои богатства они отдали музеям. По этим просторам проходили орды
многочисленных
завоевателей: монгольская конница рыла копытами землю, натягивался
лук из
рогов козла, посылая стрелу на 800 метров... Знал я также, что
Горный Алтай
- зона древнейшего по своим корням язычества, приоритет которого
пытались
опровергнуть и ламаизм, и христианство, и некоторые другие
религиозные доктрины
позднейшего изготовления. Здесь, на Алтае, недавнем прошлом
располагались
целые гнезда шаманских кланов. Известный этнограф профессор А.
Анохин в начале
нашего века составил своеобразную карту шаманских расселений по
бассейну Катуни
и ее притоков. |
Удивительна все-таки инерция этого растревоженного привычкой рассудка.
Опыт
подсказывает - смекай эдак, и "вещее" слово уже летит с уст. В
результате
полнейшая "не-контактабельность"... Впрочем, часа этак через два
Калкин начинает понимать, что несколько дал маху. И, видно, решает
исправить
осечку. Он потихоньку заводит разговор о таинственном "шестом"
чувстве
и намерен, кажется, это чувство проиллюстрировать. Он предрекает,
правда,
уже сидя и не жестикулируя, появление во время дальнейшей нашей
встречи двух
дополнительных бутылок горячительного (их принесут не руки
московского гостя).
Увы, совершенно очевиден этот прием построения "ситуации
пророчества".
Калкин рассчитывает на догадливый энтузиазм своей паствы, круг
которой заметно
расширился; однако бальзаму не суждено пролиться на душу Алексея
Григорьевича
- в указанный срок появился лишь один из сосудов. На следующий день, перед окончательным нашим прощанием, Калкин сам возвращается к "теме камлания". Привези бубен, говорит, покамлаю. Приведу большого медведя. Гипноз будет... Все, что надо, будет... Калкин широко разводит руки, показывая, какие должны оказаться у медведя плечи, и улыбается странной засасывающей улыбочкой. Видно, толкается в нем, жжет его сейчас в груди неутомимый тот бесенок, о котором говорил в свое время Сазон Саймович. Однако предложение малоосуществимое при всей соблазнительности увидеть медведя-косая сажень в плечах. Алексей Григорьевич вежливо провожает меня, взяв за руку. Благодарю его за прием, за превосходные музыкальные импровизации. Они крепко залегли в памяти. Это непритворное, настоящее. Исполнение Калкина без натяжки можно поставить почти вровень с Песней Бубна. Последний этап командировки - автобусом через Усть-Кан до села Кырлык. Эта точка Юго-Западного Алтая - место, знаменитое своим прошлым. Ничем не выделяясь сегодня среди окрестных деревень, Кырлык на карте религиозных течений Алтая, существуй она, был бы отмечен особым знаком. |
Для рассмотрения личности шамана наиболее ценны сведения о
казахском шаманстве.
Собиравшиеся на протяжении около двухсот лет сообщения о казахских
баксы принадлежат
случайным наблюдателям, людям разных профессий, которые не были
знакомы с
научными концепциями, не предлагали своих гипотез, а просто
рассказывали о
том, что видели и слышали. В распоряжении науки оказался материал,
который
не был неосознанно искажен собирателем под влиянием той или иной
идеи или
"модели". Из дошедших до нас описаний можно соста |