100 великих тайнВсе мощи святых хранят в себе какую-то загадку. Но, пожалуй, святая
плащаница из Турина - самая таинственная находка, история которой начинается в
самом начале нашего века. На многие вопросы еще только предстоит ответить.
Повышенный интерес к мощам святых свойствен всем народам и всем векам.
Только время разделяет набожного каннибала, съевшего сердце мертвого героя, и
средневекового епископа, пытавшегося вкусить мощей Марии Магдалины. Много общего
можно заметить у толп паломников, странствовавших в средние века, и современных
очередей, тянущихся к гробу с телом какого-либо религиозного или светского
деятеля.
Но надо заметить, что вера была самым главным в жизни паломников, а наш
интерес к мертвым знаменитостям быстро затухает. Но вспомним, когда мы медленным
шагом заходим в церковь или собор, у нас возникает тайное ожидание чего-то -
возможно, хоть незначительного духовного обновления - от этой церемонии. Другими
словами, мы в глубине души верим, что священные останки каким-то магическим
образом воздействуют на нас; и, что интересно, это утверждение не лишено
разумного зерна.
Идолопоклонство, культ святых, разного рода предрассудки, вера в то, что
можно назвать «благотворным воздействием», получили много ярлыков с тех пор, как
вошли в сознание людей несколько тысячелетий назад. Поклонение святым приобрело
грандиозные масштабы; и нетрудно установить причину этого. В основе лежит идея о
том, что человеческие добродетели, праведничество или какие-либо
сверхъестественные целительные силы не умирают вместе с телом; они продолжают
пребывать в его теле и могут воздействовать на любого верующего, который
каким-то образом сблизится со святыми останками. Достаточно просто находиться
неподалеку: средневековый паломник был бы удовлетворен, если бы ему просто
удалось взглянуть на могилу своего идола.
Если тело расчленено, гласит поверье, сверхъестественная сила также не
исчезает; напротив, каждый член обладает такой же энергией, как и все тело
целиком. То же можно сказать о вещах, к которым прикасался покойник при жизни,
или даже о тех предметах, которые соприкасались с его трупом. Все эти
неодушевленные вместилища духовной силы - труп, кости, волосы, зубы, одежда,
книги, мебель, орудия пыток, саван, гроб и (если тело кремировано) прах -
нарекли «мощами» и наделили теми же способностями, которые имел их обладатель
при жизни. |