Оккультный ГитлерКогда много пишешь о тоталитарных режимах, невольно проникаешься сочувствием
к тем, кто создавал и возглавлял тиранические империи. Это известный
психологический эффект, называемый «аберрацией близости»: анализируя прошлое,
автор пытается разобраться в причинах, которые толкнули того или иного
исторического персонажа на путь зла, и раньше или позже, приняв чуждую точку
зрения, выясняет, что персонаж этот действовал под «нажимом обстоятельств»,
принимал решения в надежде, что поступает правильно, старался улучшить мир, но
столкнулся с «непреодолимыми препятствиями». И глядишь, вместо критической
статьи, которая должна была расставить все точки над i, на свет появляется
сочувствующая или даже оправдывающая статья, в которой преступления очередного
вождя трактуются как тактические или стратегические ходы мудрого правителя,
созидающего новую государственность.
На самом деле существует один метод, позволяющий либо совсем избежать
искажений в восприятии исторических реалий, либо компенсировать их. Этот метод
достаточно прост: при работе нужно всегда помнить (ни на секунду не забывать!) о
маленьком законопослушном человеке, жизнь которого была раздавлена тоталитарной
машиной. Это нетрудно, ведь такие, маленькие и законопослушные, были всегда. И
практически всегда тоталитарный каток проходился по ним, калеча, уродуя,
закатывая в землю или асфальт. Жизнью таких людей вожди и фюреры привыкли
жертвовать без малейших колебаний. Больше того, вожди сумели убедить достаточно
большое количество интеллектуалов, что эти маленькие и законопослушные обыватели
– всего лишь «смазка истории» и «пушечное мясо». Что эти обыватели так и так
должны были умереть во имя торжества Всемирной Революции или Национальной
Империи. Что их не надо жалеть, потому что только участие в масштабных событиях
по перекройке мира придает их незаметным обывательским жизням хоть какой-то
смысл.
Но автор, пишущий о возвышении и крушении тиранических режимов, не должен
поддаваться воздействию тоталитарной пропаганды, не должен ставить себя на место
вождя – наоборот, он должен позиционировать себя с другой стороны исторического
процесса, ведь, в сущности, все мы и есть те самые маленькие и законопослушные
обыватели, по которым в случае чего пустят перемалывающий кости каток
«прогресса». |