Главная » 2010 » Ноябрь » 22 » Блуждающий астероид
14:53
Блуждающий астероид
Астрономы открыли астероид, орбита которого проходит иногда вблизи Марса, иногда пересекает орбиты Земли и Венеры. Его диаметр примерно один километр. Под действием трех планет астероид в ближайшие десять тысяч лет, вероятно, упадет на одну из них или уйдет за пределы Солнечной системы. Величина его орбиты близка к земной, а период обращения вокруг Солнца почти совпадает с земным. Поэтому с нашей планеты его можно наблюдать лишь несколько лет с последующим шестидесятилетним перерывом.
Символы, выгравированые 1.2 млн. лет назад

В пещере Козарника на северо-западе Болгарии французские ученые обнаружили кость древнего животного с выгравированными на ней символами. Это находка может стать самым древним материальным свидетельством способности наших предков к художественному обобщению.

Открытие совершили антропологи из Института доисторической эпохи и геологии четвертичного периода при университете Бордо. На куске кости, которая принадлежит неизвестному животному, относящемуся к жвачным млекопитающим, нанесены ряд параллельных царапин. Ученые полагают, что это Свидетельствует о первых признаках символического мышления у наших далеких предков, так как никакой иной процесс, например, разделка туши, не мог оставить подобных следов.

Возраст кости определен в 1,2 - 1,4 млн лет. Эксперты затрудняются точно определить, какой вид ранних гоминидов оставил эти знаки, но полагают, что наиболее вероятным кандидатом может быть Человек прямоходящий или Homo Erectus, более известный как питекантроп.

Однако большинство ученых скептически относятся к выводам французских антропологов. Считается, что символическое мышление возникло у людей в значительно более позднюю I эпоху с появлением современного человека Homo Sapiens, a это случилось примерно 50 тыс. лет назад.

Тем не менее ряд специалистов полагает, что способность человека к созданию произведений искусства прошла долгую эволюцию, а не появилась внезапно в результате генетической мутации. И если открытие французских антропологов подтвердится, то научному миру придется пересмотреть концепцию эстетического развития человека в историческом аспекте.

Великолепная пятёрка

В середине XX века археоло гическая экспедиция Перу и Эквадора в непроходимых джунг лях перуанских Анд обнаружила пять древних статуй в рост человека из чистого золота, но покрытых толстым слоем глины. По мнению специалистов, находка может пролить свет на безуспешные поиски Паитити — загадочного города инков, который,  по  преданию,   был сказочно богат золотом и изделиями из него.

Лягушка-птицеед

На юге Китая, в провинции Гаун-Си водится большая (4 кг) и сильная лягушка, так называемая хуапинская, которая питается... птицами. Выбрав открытое место у воды, она переворачивается на спину, раскидывает лапы в стороны и, прикинувшись мертвой, замирает. Но как только обманутая птица опускается на "мертвую" лягушку, та обхватывает птицу лапами и быстро прыгает со своей добычей в воду, а вернее, скатывается кубарем и увлекает жертву в глубину.

Как мамы и детёныши находят друг-друга
  Когда самки морских котиков после нескольких недель нахождения в море возвращаются на берег, им и их новорожденным малышам нужно найти друг друга в шумной толпе сотен взрослых котиков и малышей. Как они это делают? В канадской газете "Ванкувер сан" рассказывается, что "детеныши учатся узнавать маму по голосу уже через два дня после рождения, а матери быстро запоминают голос своих малышей". Согласно этой газете, исследование, проводившееся на острове Амстердам в Индийском океане, показало, что "мамы и дети могут найти друг друга в течение семи минут после возвращения самки из первого похода в море". "Мать кормит только своего детеныша и может быть очень агрессивной к другим детям, - говорит специалист в области биоакустики Изабель Шаррье, проводившая это исследование, - так что детям очень важно узнавать свою маму".
Жизнь стара как мир

До недавнего времени ученые полагали, что жизнь, которая зародилась в океане по разным гипотезам от 3,8 до 4,5 миллиарда лет назад), "оккупировала" сушу по геологическим меркам сравнительно недавно: самые древние микроокаменелости сухопутных организмов, обнаруженных в штатах Аризона и Юта (США), имеют возраст 1,2 млрд лет. Благодаря сенсационной находке в Африке жизнь на суше "состарилась" зразу на 1,4 миллиарда лет, поскольку возраст найденных в Уганде следов органического вещества идентифицирован в 2,6 миллиарда лет!

- Наше исследование привело к выводу, что органическое вещество, безусловно, представляет собой остатки колоний микроорганизмов, которые развивались на поверхности грунта 2,6-2,7 миллиарда лет назад, - утверждает доктор Хироши Охмото, профессор геохимии и ведущий в мире специалист в этой области. - Конечно, мы, перед тем как заявить о своем совершенно невероятном открытии, неоднократно убедились в том,что обнаруженный нашей исследовательской группой углерод имеет органическое происхождение. В ходе тщательных проверок разбиралась версия, что углерод в древнем грунте образовался из кристаллов графита, попавшего в него из ниже-залегающих серпентиновых пород, однако подтверждения она не получила. Также оказалась несостоятельной версия, что загадочное вещество образовалось при внедрении жидких гидрокарбонатов.

Органическое происхождение углерода подтвердилось его концентрацией в богатых глиной частях грунта, параллельных древней поверхности суши. Доктор Охмото считает, что колонии микроорганизмов развивались на поверхности суши в периоды дождей, а в засушливые периоды покрывались пылевидными осадками.

Определить вид первых организмов, колонизировавших сушу, оказалось чрезвычайно сложно, практически невозможно. Вместе с тем эксперты уверены, что те не относились к серным бактериям. По убеждению исследователей, на роль первых завоевателей суши больше всего подходят фото-синтезирующие сине-зеленые водоросли.

Открытие японских исследователей позволяет предположить, что 2,6 млрд лет назад в атмосфере нашей планеты уже было достаточно кислорода, начал развиваться озоновый слой, защищающий все живое от смертоносного космического излучения.

Кто же открыл Австралию?

Считается, что Австралию открыл голландец Биллем Янзон. В 1606 году на крошечном суденышке "Голубка" он обследовал залив Карпентария 1 прошел к полуострову Йорк. Но во второй половине XX века еодезист Митчелл Терри во шутренних районах Австралии, жоло местечка Алайс-Спрингс, случайно увидел загадочные наскальные барельефы. Один из них, по описанию ученого, «поминал животное, похожее на носорога. Носороги никогда не водились в Австралии, но тем не менее, утверждает Терри, на скале явственно проступапи короткие и толстые ноги, выгнутая спина и... рог на носу. Другой рисунок изображал лежащего человека в шлеме. Причем по манере исполнения изображение резко отличается от рисунков коренных жителей этих мест.

В 1891 г. англичанин Брэдшоу нашел росписи с изображением людей в пещере у рек Принцс-Регентс. Ученый писал, что у него создалось впечатление, будто он находится в древнеегипетском храме...

До сих пор ученые не могут объяснить существующий на острове Дарлей обычай мумифицировать умерших. Причем техника этого обряда напоминает технику египтян эпохи XXII династии. А местные географические названия многим лингвистам кажутся похожими на египетские.

В 1965 г. австралийский географ Дуг Ситон обнаружил в горах юго-восточной части полуострова Йорк многочисленные наскальные рисунки растений, втом числе необыкновенно похожие на нильский папирус. Со временем такие же изображения нашли и в других районах материка, а затем и само растение. Никто не может пока ответить на вопрос, когда и при каких обстоятельствах нильский папирус появился в этой части света.

В 1972 г. в горах острова Новая Гвинея ученые обнаружили портрет ассирийского царя, вырезанный, очевидно, 3 тысячи лет назад. Рядом выбита клинопись и изображение ассирийских богов Солнца и Земли.

В 1838 г. капитан Грейн в районе Кимберлейс наткнулся на пещерные росписи и воспроизвел их в первом томе своих "Путешествий". На этих изображениях люди одеты в накидки из листьев, напоминающих листья пальм из семейств рафия, что растут лишь в тропических районах Африки и Америки. А на головном уборе самой большой фигуры начертаны значки, похожие на латинские буквы. Рядом высечена голова с орлиным профилем. По мнению ученых, эти изображения напоминают... древневавилонские росписи.

Как возникло пространство и время?

"Выдвинутая недавно новейшая теория циклического развития Вселенной, совсем не сбрасывая со счетов идею профессора В. Фридмана об имевшем место 13,7 миллиарда лет назад Большом взрыве, по-новому рассматривает пространство и время", - заявил недавно на международном симпозиуме астрофизиков в Сиэтле руководитель Гарвард-Смитсоновского Астрофизического центра Джеральдин Бинвот.

Как пишет журнал "The Globe" (Великобритания), согласно теории доктора Пола Стейнхардта из Принстонского университета (США) и доктора Нила Тюроука из Кембриджа (Великобритания), пространство и время возникли не в момент Большого взрыва, что до недавнего времени считалось незыблемой истиной в кругах ортодоксальных ученых-астрофизиков, а существовали всегда в бесконечном цикле расширения и перерождения Вселенной.

Периоды ускоренного расширения  сменяются   застойными временами, приводящими к Большому взрыву, и все начинается сначала. Предложенная 63 года назад модель Вселенной с точкой отсчета в Большом взрыве развивалась в соответствии с накоплением астрофизических данных, в частности уникальных сведений о том, что далекие космические объекты расходятся с постоянно возрастающей скоростью. Недостающие звенья в гармоничной картине теоретики дополнили составляющей под термином "темная энергия".

Новая модель заменила расширение Вселенной и темную энергию на единое энергетическое поле: оно непостоянно, колебания такого поля приводят то к расширению, то к стагнации, то есть к периоду замирания, вселенскому застою.

Циклическая теория Стейнхардта-Тюроука является сочетанием стандартных представлений и идей, которые являются продвинутыми попытками создания теории, объединяющей с помощью математики все физические силы и частицы.

Есть и теория "струн", по которой Вселенная существует в виде двух параллельных пластов (физики называют их бранами). Эти условные пласты разделяет микроскопическое расстояние, которое является дополнительным - пока совершенно непостижимым нашему восприятию - пятым измерением. И в настоящий момент истории существования Вселенной браны расширяются во всех направлениях, постепенно распространяя накопленные материю и энергию.

Триллионы лет протекут, пока браны фактически опустошатся.

Тогда наступит застой, пласты Вселенной начнут сближаться, а пятое измерение просто сплющится. И тогда придет час очередного Большого взрыва! Причем браны - это не параллельные Вселенные, а, скорее, отсеки единой Вселенной, и одна из бран содержит известные нам виды энергии и формы материи, а другая, - неведомые, например, гипотетическую темную энергию, темную материю, объясняет Пол Стейнхардт.

И единственную возможность взаимодействия предоставляет этим двум пластам гравитация. "Теория циклической Вселенной Стейнхардта-Тюроука уже признана первой за последние два десятка лет заслуживающей внимания космологической идеей, хотя ее основные положения ортодоксы науки называют не имеющими фактологической базы", - комментирует "The Globe".

Большого взрыва, впрочем, тоже никто не видел, хотя есть экспериментальные данные, будто бы указывающие на вещество, образовавшееся сразу после него, - на коротко живущую кварк-плазму.

Рекорды новорождённых

Как сообщил британский журнал "Focus", несмотря на свой юный возраст - около года - Кристофер Уильяме - уже известная личность на островах Туманного Альбиона. Он попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый маленький ребенок при рождении. Появившийся на свет в октябре прошлого года (Чесфильдский район Лондона), малыш был настолько крошечным, что помещался на ладони врача, принимавшего роды.

Сразу после рождения Кристофера отнесли на весы. Они показали 604 грамма, на целых 20 г меньше, чем весил бывший рекордсмен Клод Вильрож, родившийся в 1987 году мальчик-француз.

- Когда мне показали его в первый раз, - вспоминает Леона Уильяме, мать ребенка, - я разрыдалась. Я знала, что он родился живым по его слабеньким крикам. День и ночь я молилась, чтобы у него было все в порядке.

За полгода дела Кристофера потихоньку налаживались - он весил уже 5 кг. Учитывая его вес при рождении, это совсем неплохо.

А по другую сторону Ла-Манша, сообщает "Пари Матч", установлен рекорд прямо противоположного характера. Семнадцатилетняя школьница Колет Бижо из Орлеана на Пасху родила гиганта весом в... 14 килограммов! Вес Жан-Батиста, так назвала счастливая мать своего ребенка, соответствует весу нормального 3-летнего мальчика. Малыш родился таким богатырем, что на него не нашлось пеленок и он носил пижамки.

Несмотря на огромный вес, Жан-Батист на здоровье не жалуется. В день он съедает 3,5 л цетской смеси, а когда плачет, го в окнах дрожат стекла! Врачи уверяют, что к 16 годам рост "не по дням, а по часам" прекратится, и ребенок станет абсолютно таким, как его сверстники.

Земля

540 дней, 13-14 месяцев по 42 суткам в каждом. Длительность суток составляет 15 часов - это планета Земля 1,3 миллиарда лет назад - по версии китайских геологов.

Столь однозначные цифры являются результатом длительного исследования окаменелых останков древних синезеленых водорослей.

Синезеленые водоросли (они же - синезеленые бактерии, они же цианобактерии) - один из самых древних видов жизни на Земле. Это примитивные и крайне живучие микроорганизмы, относящиеся к прокариотам (так называют организмы, не обладающие типичным клеточным ядром и хромосомным аппаратом). Как и у бактерий, ядерный материал синезеленых водорослей не отграничен мембраной от остального содержимого клетки. Для них характерна синезеленая окраска, но встречается розовая и почти черная, что связано с наличием различных пигментов.

Синезеленые очень характерным образом реагируют на смену светлых и темных времен суток.

Когда на них попадает какое-то количество солнечного света, они растут вертикально, и их цвет становится более ярким. Когда освещение отсутствует, эти водоросли начинают расти горизонтально, и их цвет меркнет. Соответственно, по их внешнему виду можно делать вполне определенные выводы о смене дня и ночи в то время, когда эти водоросли еще были живыми организмами.

Окаменелые останки синезеленых водорослей, изучением которых занимались ученые, были выкопаны у подножья горы Янь-Шань в провинции Тянь-Цзинь на севере Китая. Водорослям, которые изучали китайские геологи, 1,3 миллиарда лет, и они попали в Тянь-Цзинь из экваториальных областей благодаря смещению тектонических плит.

"Урожай" окаменелостей, собранных геологами в районе горы Янь-Шань, оказался весьма богат. Больше того, по этим окаменелостям можно было судить о ритме роста этих водорослей.

Как уже сказано, ритм этот свидетельствовал о значительной разнице в скорости вращения земного шара 1,3 миллиарда лет назад по сравнению с настоящим временем.

До начала XX века считалось, что вращение Земли - процесс равномерный и не подверженный никаким изменениям. Однако благодаря точному анализу позиционных наблюдений Солнца, Луны и планет, стало ясно, что это не так. Вращение Земли постепенно замедляется вследствие "приливного трения". По данным, приведенным в БСЭ на "Рубриконе", последние 2,5 тысячи лет продолжительность звездных суток увеличивается в среднем на 0,0024 секунды в столетие.

Но это еще не все. Существуют также сезонные изменения скорости вращения Земли, причиной которых является и притяжение Луны, и даже с метеорологическими явлениями. Обнаружены также "скачкообразные" изменения скорости вращения земли, когда продолжительность суток за 1 -3 года уменьшается или возрастает на несколько тысячных долей секунды. Наиболее значительные из них произошли в 1864, 1876, 1898 и 1920. Их причина, как гласит БСЭ, окончательно не установлена.

О том, что синезеленые водоросли (они же - цианобактерии) могли бы служить великолепным хронометром древнейших эпох, ученые говорят с конца 1950-х. Проблема, по словам Чжу, состояла в том, что наука не располагала достаточным количеством окаменелых цианобактерии для того, чтобы проводить их систематические исследования. Так что 500 строматолитов, содержавших большое количество окаменелых останков водорослей, пришлись весьма кстати.

Просмотров: 463 | Добавил: plv | Рейтинг: 0.0/0