Главная » 2010 » Ноябрь » 29 » Алхимия.
19:18
Алхимия.
1. Алхимик скромен и молчалив; он никого не посвящает в результаты своих работ.
2. Живет вдали от людей, в уединенном жилище, две или три комнаты которого предназначены для его работ.
3. Тщательно выбирает для своих трудов удобное время.
4. Терпелив, усидчив и настойчив.
5. Производит согласно правилам искусства растирание, возгонку, сгущение, обжигание, растворение, перегонку и свертывание (осаждение).
6. Не пользуется никакой посудой, кроме стеклянной и глазированных горшков.
7. Достаточно богат для того, чтобы нести необходимые для его трудов издержки.
8. Избегает всяких сношений с государями.
Альберт фон Больштедт (Магнус)

Мир - это всего лишь видимая часть Бога. Алхимия же переводит духовное совершенство в материю.
Пауло Коэльо "Алхимик"

Алхимики. Кто они? Ученые, проводящие всю жизнь в уединенной лаборатории в изучении загадок природы, или шарлатаны? Кем бы они ни были, они посвятили свою жизнь великой и загадочной алхимии.

Название "алхимия" восходит через арабское к греческому Chemeia от cheo - "лью, отливаю", что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование - от египетского иероглифа "хми", означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам, и стандартный арабский артикль "ал". Иероглифом "хми" обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли "египетским искусством", поэтому родиной алхимии считается Древний Египет. Сами алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса - отсюда выражение "герметически закрытый". Впервые термин "алхимия" встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.

Зарождение алхимии нельзя приурочить строго к какой-либо исторической дате. Но везде, где алхимия возникала, она развивалась, потому что с ней связывали определенные материальные классовые интересы. "Сильные мира сего", власть имущие - короли, герцоги, бароны, богатые дворяне, купцы, магнаты (крупные феодалы) - активно поддерживали идеи алхимии и их носителей, т. к. связывали с ними надежды на быстрое обогащение, а богатство - это сила и власть.

Первые алхимические учения можно найти в очень древних сочинениях. Народы Китая, Египта, Ассирии, Индии уже к началу нашей эры умели получать не только драгоценные металлы, но и их сплавы, что считалось доказательством возможности превращения одних металлов, обладающих определенными свойствами, в другие - с новыми свойствами.

Существовало предание, что искусству обращать "простые" металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в "Книге Бытия" и "Книге пророка Еноха" в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась "Хема". Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения.

Существовали греко-египетская, арабская и западно-европейская школы алхимии. Как теорию алхимики использовали учение Аристотеля (384- 322 гг до н.э.) о четырех принципах природы (холод, тепло, сухость и влажность) и четырех элементах (земля, огонь, воздух и вода), впоследствии добавив к ним растворимость (соль), горючесть (серу) и металличность (ртуть). Огонь - сухой и горячий, вода - влажная и холодная, воздух - влажный и горячий, земля - сухая и холодная. Так, изменив лишь одну характеристику, можно получить новый элемент, этот принцип и лежал в основе попыток добыть Душу Мира - Философский Камень, ее твердый элемент, и Великий Эликсир, ее жидкая составляющая, а также облагородить свинец до золота или серебра.

Римский император Диоклетиан повелел в 296 г. сжигать все египетские рукописи, касающиеся искусства делать золото (речь, вероятно, шла о позолоте и искусстве изготовления поддельных украшений). В 4 веке нашей эры задача превращения металлов в золото исследовалась александрийской школой ученых. Писатель, который был известен под псевдонимом Демокрита и принадлежал, очевидно, к александрийским ученым, своим сочинением "Физика и мистика" положил начало длинному ряду алхимических руководств. Для того чтобы обеспечить успех, такие труды появлялись под именами известных философов (Платон, Пифагор и т. д.), но, вследствие общей затемненности стиля, они мало доступны пониманию. Крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции.

Помимо того, алхимия была распространена в Китае. Философ Вей Поианг (II в. до н. э.) в произведении "Книга перемен" описывает превращение простых металлов в золото и получение пилюль бессмертия. Эти идеи развиты в сочинениях другого выдающегося китайского химика - Ко Хунга (281-361 гг.); в них описано множество лекарств, дающих бессмертие, и способов превращения ртути, меди, свинца и железа в золото.

Китайские алхимики, однако, в отличие от европейских, никогда не ставили в качестве своей основной задачи превращение неблагородных металлов в золото.

В Древнем Египте химия считалась божественной наукой и ее секреты тщательно оберегались жрецами, в строжайшем секрете хранились способы "превращения металлов". Несмотря на это, некоторые сведения просачивались за пределы страны и доходили до Европы через Византию.

Греки были учителями арабов, давших алхимии имя. Запад воспринял алхимию от арабов в 10-м столетии. В период с 10 по 16 век алхимией занимались известные ученые, оставившие след в европейской науке. Например, Альберт Великий, создатель работы "О металлах и минералах", и Роджер Бэкон, оставивший потомству труды "Могущество алхимии" и "Зеркало алхимии", были знаменитейшими алхимиками своего времени. Арнольдо де Вилланова, выдающийся врач, умерший в 1314, издал более 20 алхимических трудов.

Раймунд Луллий, известнейший ученый 13 и 14 вв., был автором 500 сочинений алхимического содержания, главное из которых имеет название "Завещание, излагающее в двух книгах всеобщее химическое искусство". Впрочем, многие специалисты считают, что известный своей набожностью Луллий этих сочинений не писал, и они лишь приписаны ему.

В 15-17 вв. многие коронованные особы ревностно занимались алхимией. Таков, например, английский король Генрих VI, в правление которого страна была наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой. Металл, игравший в этом случай роль золота, был по всей вероятности медной амальгамой. Подобным же образом действовал и Карл VII во Франции, вместе с известным мошенником Жаком ле Кер.

Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская производили опыты: первый - в своем дрезденском "Золотом дворце", а его супруга - в роскошно устроенной лаборатории на своей даче "Фазаний сад". Дрезден долго оставался столицею государей, покровительствующих алхимии, особенно в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. При саксонском дворе алхимик И. Бетгер, не сумевший сделать золото, впервые в Европе открыл фарфор.

Но уже в начале 16 века Парацельс утверждает, что истинная цель науки - не отыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств. На этом заканчивается "творческий" период европейской алхимии, алхимия уступает место химии.

Одним из последних адептов алхимии был Каэтан, называемый графом Руджиеро, родом неаполитанец, сын крестьянина. Он действовал при мюнхенском, венском и берлинском дворах, пока не окончил свои дни в 1709 в Берлине на виселице, украшенной мишурным золотом.

Но и после распространения уже собственно химии, алхимия вызывала интерес у многих, в частности И. В. Гете несколько лет посвятил изучению трудов алхимиков.

Первый период алхимии (до XVI в.) характеризуется, несмотря на большую бессмыслицу в работах алхимиков, накоплением общей суммы знаний.

Разложение алхимии началось с XVI в. и проявилось прежде всего в полном изменении облика алхимика. Алхимики перестают быть серьезными учеными. Это больше не те аскеты, которые проводили жизнь в уединенной лаборатории, "избегающие сношений с государями", а ловкие фокусники и обманщики, играющие на алчности королей, князей и епископов.

Карьеры алхимиков такого типа довольно похожи. Сперва пускалась молва, что такой-то алхимик является обладателем секрета превращать обычные металлы в благородные. Короли и князья, истощавшие свою казну в разорительных войнах, рассчитывали на быстрое ее пополнение с помощью новоявленного шарлатана. Последнему охотно давали деньги на опыты. Алхимик обманным путем производил в небольших размерах "превращение". Вера в его знания крепла. Огромные суммы захватывали алхимики для налаживания "производства", которое никогда не налаживалось, и алхимик впадал в немилость.

Финал был не всегда одинаков. Иногда аферисту удавалось с захваченными богатствами бежать, чтобы через какое-то время вынырнуть в другом месте. Чаще же всего конец был гораздо трагичнее: вслед за разочарованием высокого покровителя следовали тюрьма, пытка и, наконец, казнь шарлатана. В Германии был установлен даже особый церемониал для казни алхимиков: на них надевали раззолоченную одежду с колпаком и вешали на позолоченной виселице.

Постепенно алхимия приобретает дурную славу и сводится до положения, при котором только редкие ее приверженцы могли дожить до старости и умереть естественной смертью.

В середине XVI в. занятия алхимией уже были настолько опорочены, что это даже нашло отражение в карикатурах.

Время от времени то в одном, то в другом городе появлялись люди, утверждавшие, что они открыли великую тайну превращения неблагородных металлов в золото, но… у науки уже было очень много веских доказательств, что этим путем нигде и никогда не было получено ни малейшей крупинки драгоценного металла.

В поисках философского камня.

Еще в глубокой древности замечательные изменения в цвете, блеске и других физических свойствах металлов при их сплавлении друг с другом должны были навести (и наводили) древних халдеев, египтян, индусов, китайцев и греков на мысль о возможности получать самые редкие и дорогие из них путем сплавления в определенных пропорциях обыкновенных и недорогих металлов. Так, например, сплав меди и олова, дающий золотистую бронзу, неизбежно должен был ввести того, кто первый его открыл, в роковое заблуждение. Ведь в руках древних не было ни точных весов для определения плотности, ни современных средств аналитической химии, позволяющих легко и быстро отличить золотообразный сплав от настоящего золота. Все, что блестело, как золото, и обладало металлическими свойствами, было для них тождественно с этим драгоценным веществом, как и для большинства людей, незнакомых с химией и физикой.

Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира. Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь.

Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.

С III по VI в. в городе Александрии жрецы в своих храмах тайно разрабатывали способы получения искусственного золота. В VII в. арабы завоевали Египет и усвоили многие "тайные" рецепты получения веществ египетскими жрецами.

Можете себе представить чувство того алхимика, кто первым, случайно сплавив в горне около четырех частей меди с одной частью олова, вдруг получил вместо красной меди и белого олова желтоватое металлическое вещество, которое никто в то время не имел возможности отличить от золота! С каким восторгом он созерцал его!

Человек столкнулся с тем, как можно получить драгоценный металл, а вместе с ним и богатство. Что должен был подумать первый исследователь, который опустил железный предмет в раствор медного купороса и затем по прошествии некоторого времени вынул его из раствора? Как он мог объяснить факт появления меди на железе? Единственно тем, что железо превратилось в медь. Если случайно древнему химику приходилось сплавлять медь с минералом, содержащим мышьяк, и наблюдать при этом побеление меди, никто не мог убедить его в том, что полученный им продукт не является чистым серебром.

Так постепенно выкристаллизовалась идея о превращении (трансмутации) одних металлов в другие и возможности "удвоения" драгоценных металлов - золота и серебра. Полученные при многочисленных опытах знания стали обобщать в первые теории о химических элементах и происхождении металлов и минералов. Совокупность этих знаний и составила алхимическое учение.

Какие же основные идеи легли в основу учения алхимиков средневековья?

Они верили в materia prima - первичную материю, которая находится везде и всюду, но загрязнена различными примесями. Удаляя примеси от первичной материи, можно получить "квинтэссенцию", "философский камень", который превращает неблагородные металлы в благородные (свинец - в серебро, ртуть - в золото и т. п.), исцеляет все болезни, удручающие человечество, возвращает молодость старикам и продлевает жизнь (вспомним великое произведение Гете "Фауст").

Они признавали четыре элемента Аристотеля (сухость, влажность, теплота, холод), полагая, что путем соединения этих элементов и качеств можно получить все вещи в мире. Следовательно, алхимики считали возможным отрыв от вещества присущих ему свойств и перенос их свойств на другие вещества. Иногда свойствам они приписывали и самостоятельное существование.

Алхимики были убеждены в том, что солнце, звезды и планеты влияют на все процессы, происходящие на земле, в частности верили, что металлы зарождаются и развиваются в земных недрах под влиянием небесных светил, подобно органическим веществам Аристотеля.

Эта мистическая вера приводит их к убеждению, что на земле существует всего лишь семь металлов. Наивное верование алхимиков в этой части выражено ученым Н.А.Морозовым (автором книги "В поисках философского камня") в таком забавном стихотворении:

"Семь металлов создал свет,

По числу семи планет:

Дал нам Космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец...

Сын мой! Сера их отец!

И спеши, мой сын, узнать:

Всем им ртуть родная мать!"

Эти семь металлов посвящены семи богам: золото - Аполлону (солнцу), серебро - Диане (луне), медь - Венере, железо - Марсу, олово - Юпитеру, свинец - Сатурну, ртуть - Меркурию. Сообразно этому алхимики употребляют и обозначения металлов, сходные с обозначением планет. (смотри рисунок в конце статьи - прим. автора)

Вот что о них пишет известный среди европейских алхимиков XIII в. - Роджер Бэкон (ок. 1214-1292) в трактате "Зеркало алхимии":

"Я буду говорить здесь о происхождении металлов и об их естественных началах. Заметьте, прежде всего, что начала металлов суть: ртуть и сульфур. Эти два начала породили все металлы, хотя и существует большое количество видоизменений у последних. Кроме того, я говорю, что природа всегда имеет своей целью и беспрестанно стремится достичь совершенства, то есть золота. Но вследствие различных случайностей, мешающих ее работе, происходит разнообразие металлов, как это ясно изложено многими философами.

Соответственно чистоте или нечистоте этих двух компонентов, то есть ртути и сульфура, происходят совершенные металлы (золото и серебро) или несовершенные (олово, свинец, медь, железо). Соберем же с благоговением следующие указания о природе металлов, об их чистоте и нечистоте, об их бедности или богатстве в упомянутых двух началах.

Природа золота

Золото есть начало совершенное, составленное из чистой, блестящей, постоянной, окрашенной в красный цвет ртути и из чистого, постоянного, окрашенного в красный цвет сульфура. Золото совершенно.

Природа серебра

Это тело чистое, почти совершенное, составленное из чистой, блестящей, белой, почти отвердевшей ртути. Его сульфур имеет такие же качества.

Серебру недостает только немного более веса, постоянства и цвета.

Природа олова

Это тело чистое, несовершенное, составленное из чистой, постоянной, блестящей, летучей, белой снаружи и красной внутри ртути. Его сульфур имеет те же свойства. Олово только немного недопечено и недоварено.

Природа свинца

Это тело несовершенное и нечистое, составленное из нечистой, неустойчивой, землистой, распыляющейся, слегка белой снаружи и красной внутри ртути. Таков же и его сульфур, притом из самых горючих сортов. Свинцу недостает чистоты, прочности, цвета. Он недостаточно проварен.

Природа меди

Медь - металл нечистый и несовершенный, составленный из нечистой, неустойчивой, землистой, красной без блеска, горючей ртути. То же самое и относительно ее сульфура. Меди недостает прочности, чистоты, веса. В ней слишком много землистых, негорючих частиц и нечистого цвета.

Природа железа

Железо есть тело нечистое, несовершенное, составленное из ртути нечистой, слишком прочной, содержащей землистые частицы, белой и красной, но без блеска. Ему недостает плавкости, чистоты, веса. Оно содержит слишком много нечистого сульфура и землистых горючих частичек".

Алхимики верили в трансмутацию металлов, т. е. превращение их друг в друга. Все металлы, учили они, образованы из ртути, и все различие между ними состоит лишь в том, какой из элементов Аристотеля присоединен к ртути. Все металлы могут быть превращены в золото и серебро путем прибавки к дешевым металлам качеств золота и серебра.

Алхимики первого периода - это чаще всего добросовестные труженники, искатели "философского камня", удалившиеся от мира, избегающие сношений с этим миром, особенно с его светскими и духовными властями, алчными до наживы. Они годами работали в своих лабораториях, внимательно следили за тем, как в примитивных ретортах, колбах, дистилляционных аппаратах совершаются различные процессы. Операции алхимиков иногда длились несколько лет и неоконченными передавались от отца к сыну, из поколения в поколение.

Из всего сказанного не следует, однако, делать вывод, что время господства алхимических взглядов - это время сплошных неудач, заблуждений, разочарований и обмана. Несмотря на ложность основной идеи алхимиков - погони за философским камнем, эта эпоха характеризуется значительным накоплением знаний в области химии и химической технологии. Этому способствовала и основная тенденция алхимиков смешивать, нагревать, растворять, дистиллировать все, что попадало под руку в целях поисков "философского камня". Алхимики во время своих опытах имели возможность наблюдать многие реакции и получать многие важнейшие соединения; они изучили свойства серной, азотной и соляной кислот, селитры, пороха, "царской водки", едких щелочей, винного спирта, открыли фосфор и новые металлы (цинк, висмут, сурьму, мышьяк, кобальт, никель). Они ввели во врачебную практику препараты на основе некоторых из этих соединений.

Если мы несколько отрешимся от тех крупных, с точки зрения современной науки, заблуждений, которыми была пропитана алхимия, и объективно подведем итоги многовековой работы многочисленных искателей, часто бескорыстных и самоотверженных, то вынуждены будем сказать, что эти итоги весьма значительны. В чем они состоят?

Прежде всего в изучении огромного количества веществ, затем в разработке и усовершенствовании многочисленных приемов, иногда очень тонких, с помощью которых эти вещества изучали, и, наконец, в первых попытках создания интернационального химического языка.

Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения многих соединений и смесей, таких, как минеральные и растительные краски, стекла, эмали, соли, кислоты, щелочи, сплавы, лекарственные препараты. В процессе своих исследований алхимики сделали ряд крупнейших усовершенствований в деле получения металлов из руд, их разделения, ввели в лабораторную практику весы. В "Правилах" Альберта Великого названы операции, которыми пользовались алхимики в своих опытах. Можно сказать, что число этих операций значительно даже в сравнении с методиками современной химии. Главными методами, разработанными алхимиками, были следующие: перегонка (дистилляция), возгонка (сублимация), осаждение (преципитация), фильтрация, кристаллизация и кальцинация (обжиг). Вклад алхимиков в развитие науки неоценим.

Несмотря на упадок алхимии из-за шарлатанов, интерес к алхимии до сих пор зажигает сердца и разумы людей. Кто-то загорается идеей поиска Философского камня и Эликсира Бессмертия, а кто-то мечтает понять Душу Мира...

Просмотров: 963 | Добавил: plv | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Яндекс.Метрика http://bminer.ru/?s=1z1z1.ucoz.ru